Мини-стенограмма дебатов

"Copyright против интеллектуального пиратства"©

(ведущие: Булат Назмутдинов, Виктор Шмаков)

Глава представительства Международной федерации производителей фонограмм (IFPI) Игорь Пожитков

       Федерация была создана еще в 30-е годы, сейчас она объединяет около 1,5 тысяч звукозаписывающих компаний. Если посмотреть на объем мирового легального музыкального рынка, в прошлом году он составил чуть более 30 млрд долларов, объем нелегального оценивался  в 4,5 млрд долларов. Если доля России на легальном рынке составляет чуть более 1%, то доля пиратской музыкальной продукции более 9%. Хотелось бы подчеркнуть, что в развитых странах отрасли, связанные с авторскими и смежными правами, то есть все, что касается аудио и видео, программного обеспечения, дают 2-9% ВНП, и в некоторых странах их вклад превышает вклад в ВНП таких отраслей, как авиационная или автомобильная промышленность. В США, например, такие отрасли приносят более 5% ВНП, поэтому потенциальный рост отраслей, связанных с авторским и смежным правом, это важный ресурс в решении задачи по удвоению ВНП, поставленной нашим президентом. Что касается федерации, то это международная организация, она объединяет не только иностранные звукозаписывающие компании, но и российские. Уникальная черта российского музыкального пространства состоит в том, что зарубежная музыка не является доминирующей, доля российского репертуара составляет около 70%. Следовательно, проблемы, существующие в этой области, касаются в первую очередь российских исполнителей, авторов, композиторов, звукозаписывающих компаний. Плачевное положение нашей музыкальной индустрии, а оно таково из-за пиратства, это  причина низкого уровня массовой музыкальной культуры. Законодательство у нас в этой области в принципе неплохое, но оно не работает. То, что является банальной истиной в других отраслях, например, что права одних означают обязанности других, в нашей сфере, к сожалению, не работают. Нормы и дух международных конвенций, в которых Россия участвует или планирует присоединиться, фактически игнорируются. Причины, на мой взгляд, в том, что пиратство является высокоприбыльным, но по-прежнему пока малорискованным бизнесом. Как и везде, промышленное пиратство привлекает организованные преступные группировки, становится уже печальной традицией в музыкальной индустрии, что осенью происходят заказные убийства. Продолжается неконтролируемый рост заводов по производству оптических носителей, их сейчас около 50, с производственными мощностями около 800 млн компакт-дисков и DVD в год. Это превышает потребности легального музыкального рынка. Пиратство быстро развивается на российском пространстве Интернета. Обороты лишь одного из крупнейших пиратских сайтов оцениваются 18-50 млн. долларов в год. Такая разница в оценках объясняется тем, что все предприятия, действующие в теневом бизнесе, совершенно непрозрачны и у правообладателей нет четкой картины относительно их оборотов. Что касается этого сайта, на наш взгляд, совершенно возмутительно, что несмотря на два уголовных дела, одно из которых уже передано в суд, этот сайт продолжает работать. Бороться с пиратством экономическими методами, если это единственное оружие в арсенале, на наш взгляд бессмысленно. Музыкальная индустрия в свое время первой ввела специальные цены для России, но это не привело к победе над пиратством. У пиратов другая бизнес-модель. Они не делают отчислений в бюджет, не платят ни авторам, ни композиторам, расходы пиратской индустрии ограничиваются себестоимостью пластмассы, то есть диска, на котором записана музыка или кино, и оплатой услуг «крыши». Пираты используют чужой труд, они не вкладывают средства в новые таланты. Ворованное всегда будет дешевле, поэтому пока будет искушение потребителя свободным неограниченным предложением пиратской продукции либо на улицах, либо в Интернете, мы будем слышать те мифы и легенды, которые умело создаются и развиваются в СМИ теми же пиратами. По поводу мифов и легенд. Первая  – дорого. Музыкальная индустрия, как я сказал, первая ввела специальные цены для России. Цены в низкой и средней ценовой категориях музыкальной продукции давно сопоставимы со стоимостью пиратской продукции, а в сетевых магазинах цены даже гораздо ниже стоимости пиратской продукции. Вообще, на мой взгляд, может быть, уже хватит стенать по поводу высоких цен на музыкальную продукцию тем, кто ходит в кино и платит 200-250 рублей за билет. Стоимость легальной продукции включает в себя такой компонент, как торговая наценка, который в свою очередь зависит от стоимости аренда. Торговая наценка в нашей области составляет половину цены. Еще один миф – свободный доступ к информации. На мой взгляд, здесь просто происходит подмена понятий, потому что и сейчас возможно частное копирование, использование в информационных и учебных целях. Но есть, правда, ограничения, и в российском и в зарубежных конвенциях, что частное использование возможно лишь при соблюдении ряда критериев, один из которых, что такое использование не должно наносить ущерба законным интересам автора или правообладателя. Есть еще один тезис, правда, чаще использующийся в области Интернета, что очень сложно работать по прямым договорам с правообладателями. С 1 сентября была введена новая норма в закон об авторском праве, предполагающая, что сайты будут заключать прямые договоры с правообладателями. Сейчас уже появились легальные сайты, работающие по прямым договорам, – то есть это возможно. Цены на российском  сегменте Интернета, хотя они и разные, но вполне реальные

Ведущий: Игорь Борисович, Ваш оппонент много говорил о том, что основным выгодополучателем при существующей системе авторского права является звукозаписывающая студия, а не сам автор. Не могли бы вы это прокомментировать, опираясь на конкретные цифры.

       Что такое фонограмма? Существует композитор, автор текста, которые придумали эту песню. После этого песня может существовать в двух формах: ее может каждый раз заново петь исполнитель, и можно выпустить диск, который начнет жить своей жизнью. С точки зрения закона, производитель фонограммы – это то лицо, физическое или юридическое, взявшее на себя инициативу, риски и ответственность за осуществление первой звукозаписи. И с точки зрения закона все достаточно понятно: нужно получить согласие автора текста и музыки, исполнителя в некоторых случаях, после чего создается фонограмма, которая является  продуктом труда многих людей, начиная от творческой, кончая  экономической составляющей. Есть устоявшиеся ставки распределения гонорара. Автор получает 8-10%. Пиратство это незаконное несанкционированное использование объекта охраны. У звукозаписывающей компании по статистике из 10 проектов максимум один или два являются коммерчески успешными и еще один-два, на которых можно получить обратно потраченные деньги. Все остальные проекты с точки зрения экономики невыгодны, потому что в силу каких-то причин они не состоялись. Так вот пираты не занимаются копированием всех этих 10 альбомов, они берут только то, что оказалось коммерчески успешным и соответственно снимают с этого сливки. Доля прибыли в этом виде бизнеса, особенно в России, меньше, чем во многих других отраслях экономики.

       Если люди переходят улицу на красный свет, это не потому, что у нас нет закона, просто народ привык – за это не накажут. Поэтому существует, я бы назвал это, искушение потребителя. Это когда вы заходите в подземный переход, а там  торгуют пиратскими дисками. А с точки зрения законодательства у нас все нормально: еще в 2003 году правительство  приняло очередные изменения в Положение о торговле некоторыми видами товаров. Оно очень короткое: после слов «оружие и патронов к нему» добавить «аудио- и видеопродукция». То есть сейчас у нас законодательно запрещено торговать аудио- и видеопродукцией (неважно легальная она или нелегальная) на развалах, на лотках и т.п. Мы все живем в этом обществе, на основе тех законов, которые есть. Те правообладатели, которые активны и не стесняются заявлять, что закон один для всех и его надо выполнять, получают все шишки, против них выступают небезызвестные сайты. Закон об авторском праве и смежных правах защищает права правообладателя, а правообладатели это все, начиная от автора, кончая звукозаписывающей компанией. С нашей точки зрения достаточно очевидно, что нужно бороться с пиратством.

       Есть факты, установленные московской городской прокуратурой, нарушения авторских и смежных прав компанией Media Services, которая является оператором этого сайта. С точки зрения закона об авторских и смежных правах, если его читать не выборочно, как делают проходимцы из таких организаций, как РОМС, ФАИР и т.д., достаточно очевидно, что для того чтобы называться организацией по коллективному управлению правами, нужно отвечать целому ряду критериев. И отсутствие хотя бы одного из них уже позволяет делать вывод, что названные организации не являются таковыми. 

       Мы являемся профсоюзом музыкальной индустрии и выполняем то, что требуют от нас наши члены – звукозаписывающие компании. До недавнего времени в качестве одного из источников зла мы видели заводы по производству оптических носителей, с которыми боролись методами уголовного преследования. Был невеселый опыт гражданского преследования, то есть были арбитражные иски в отношении трех заводов. Два завода, условно говоря, сдалось, с третьим мы в арбитражном суде разбирались три года, и к тому моменту, когда получили положительное решение, уже естественно никаких активов не осталось. Правообладатели, во всяком случае звукозаписывающие компании, достаточно активны в этой области. Но есть проблемы как с материальным законодательством, с презумпцией, кто является правообладателем, так и процессуального характера, поэтому не всегда получается то, что нам хотелось бы. Плюс ни для кого не секрет – существует такое понятие, как коррупция. Поэтому очень часто уголовные дела против заводов по производству оптических носителей неэффективны, несмотря на достаточно большое количество контрафактного материала. Допустим, люди были пойманы с поличным, при производстве контрафакта, выявлено 250 тысяч компакт-дисков, из них музыкальной продукции около 60 тысяч. Следствие шло год с лишним, и в конце концов назначили козла отпущения: сотрудника отдела кадров, который якобы взял у себя же на заводе в аренду линию и ночью выпускал эту контрафактную продукцию. Человеку дали год условно, потому что он отец-одиночка, положительно характеризуется и т.д. Причины глобально-философские в том, что это высокоприбыльный бизнес, хорошо организованный, который делает все возможное, чтобы уходить от ответственности. Пиратство многогранно. Борьба с ним не ударит по потребителям, так как будет конкуренция и соответственно нормальные цены.

 

Ответственный секретарь Экспертного совета по интеллектуальной собственности Госдумы РФ Юрий Михайличенко 

Эта тема муссируется из года в год. Отвечать на вопрос: должна ли распространяться свободно информация – это вопрос философский. Что касается свободы распространения той или иной интеллектуальной собственности и ее оборота. Если мы уважаем право человека на собственность, то если вы заходите в магазин, берете бутылку воды и не платите, это считается воровством. А если человек изобрел какую-то интеллектуальную собственность, то незаконно присвоив эту собственность, вы считаете, что поступаете в интересах общества. Не надо подменять понятия. Сейчас происходят интересные процессы в нашем обществе, в этом году достаточно неожиданные. Я имею в виду принятие в первом чтении 4 части ГК, которая изменяет отношения в обществе к интеллектуальной собственности. В этом кодексе крен сделан в сторону прав авторов, что тоже вызывает определенные опасения экономического сообщества. Общество должно развиваться таким образом, чтобы интеллектуальная собственность шла на пользу нашему обществу, чтобы мы не сидели «на трубе», довольствуясь ролью сырьевого придатка развитых стран. Какое место будет занимать интеллектуальная собственность в завтрашнем мире?

 

Владелец фирмы грамзаписи «Никитин» Алексей Никитин 

Почему меня называют вором? Я создаю людям нормальные условия работы, плачу деньги за дизайн, за рекламу, за то, чтобы продукт был донесен. Зачем ко мне обратился Макаревич,  хор Турецкого, они что, рабы? Люди работают в нормальных помещениях, сочиняют нормальную музыку. Параллели между свободой информации и пиратством недопустимы, это просто несравнимые понятия, не надо их путать. Сегодня рекорд-бизнеса в России нет, есть лишь бизнес ритейла и продюсирования. Причина в том, что авторское право, хотя есть на бумаге, но оно не работает.

(Ответ на мнение, что надо снижать цены, тогда пиратства не будет) Мы пытались вести работу с пиратами. Когда в 2001 году выпускали альбом Земфиры, лично летали в Казань, Ростов-на-Дону, Петербург, разговаривали с пиратами. Была дана неслыханная по тем временам цена на аудиолицензию на кассету: 6 центов, в то время как все лицензии стоили 20 центов, то есть это была цена на кассету, равная пиратской. И все равно были пиратские тиражи. Просто в обществе есть 10% людей, кто не сворует никогда, и 10% тех, кто сворует при любых условиях. Пираты являются монополистами на своем рынке. И я не согласен с теми, кто считает, что диск артиста должен стоить, условно говоря, полкомпота.

 

Член Экспертного совета по правовому регулированию и защите интеллектуальной собственности при комитете Госдумы Геннадий Климов 

Государство является пособником пиратов: по крайней мере 80% DVD-дисков кино делается на оборонных предприятиях, находящихся в государственной собственности, 90% пиратских дисков, продаваемых на улицах с лотков, покрывается милицей, местными органами власти. Но самое главное, даже в павильонах, торговых центрах, где торгуют пираты, они для прикрытия выставляют лицензионную копию за 299 рублей, а из-под полы продают за 100 рублей ту же самую версию, но пиратскую. Дело в том, что все они заключают договоры аренды с компаниями, являющимися владельцами этих помещений начиная от очень крупных заканчивая маленькими в подземных переходах, где учредителями являются государственные органы. В Москве 300 пиратских точек находятся в подземных переходах у метрополитена, где владельцем этих точек так или иначе является московский метрополитен – государственная организация. Достаточно в договоры аренды вписать пункт об ответственности арендодателя за распространение на его территории аудио- и видеопродукции с признаками контрафакта – и 50% этих пиратов может исчезнуть. Почему этого не происходит, понятно, – коррупция, начиная с рядового милиционера заканчивая самым верхом. Начинать государство должно с себя. Государство может контролировать эту сферу,  когда хочет. Пример: глава МВД дал команду, и не было ни одной пиратской компании фильма «Дневной дозор».

К сожалению, данная стенограмма несколько неполная. Выступление Дмитрия Кремнева Вы можете найти здесь.

Мы благодарим Ольгу Николаевну Заикину за предоставленную стенограмму.

 
Hosted by uCoz