Аффтар лжот?
Проблема авторских и смежных прав для России более чем
актуальна. Им уделяют повышенное внимание как законодатель, так
и обычные граждане. Зачастую количество усилий не перерастает в
их качество, ведь не всегда обилие внимания полезно и
эффективно. Молодому поколению хотелось выслушать различные
точки зрения, и наиболее полно, разнообразно подойти к столь
злободневному вопросу.
10 октября этого года в Государственном университете -
Высшей школе экономики состоялись публичные дебаты, посвященные
постоянной борьбе копирайта с интеллектуальным пиратством.
Организатором мероприятия стало студенческое объединение
«Популяция». Ведущие дебатов (Булат Назмутдинов и Виктор Шмаков)
изначально настроились на внешнюю беспристрастность и уделили
должное внимание обеим сторонам конфликта. Озвучив главные
тезисы дискуссии, они передали слово первому докладчику – Игорю
Пожиткову, главе российского представительства Международной
федерации производителей фонограмм. Тот живо и увлекательно взял
на абордаж прозрачные приемы пиратов и громко (даже с
отчаянием!) посетовал на то, что Россия производит 8% всей
нелицензионной продукции, в то время как ее доля на легальном
рынке значительно меньше. Следуя
словам Пожиткова, пиратство успешно в России в том числе из-за
того, что оно является малорискованным и высокоприбыльным
преступным проектом.
При этом лицензионной музыке
угрожают не только нелегальные диски, но и интернет-сайты,
предлагающие бесплатные записи в различных форматах. Авторы, по
его мнению, недополучают огромные деньги, страдая от пиратской
деятельности.
Оппонировал И.Пожиткову Дмитрий Кремнев, представитель Лиги
за культурную и информационную свободу. Он настаивал на том,
что авторское и смежные права сегодня выражает интересы
транснациональных корпораций. Творцам произведений оно якобы
только мешает: «Человек, прослушав
скачанный в Интернете аудиофайл, если он ему понравился, как
правило, обязательно захочет посетить концерт любимой группы.
Как признают сами музыканты, им очень выгоден некоммерческий
файлоообмен, так как это по существу бесплатная и очень
эффективная реклама, особенно для молодых и не очень известных
групп».
Юрий Михайличенко (ответственный
секретарь экспертного совета по интеллектуальной собственности
при Государственной Думе ФС РФ) признался, что он «несколько раз
все это уже слышал» и сравнил пиратство с обычным воровством из
продовольственного магазина.
Илья Пономарев очень эмоционально выразил свою солидарность с
Кремневым и дополнил его тезисом о том, что главными
интеллектуальными пиратами стали лейблы, звукозаписывающие
компании. Они тиранят авторов и мешают им самостоятельно
представлять зрителям и слушателям свое творчество. После этого
Булат Назмутдинов еще раз напомнил собравшимся о том, что
«лейблы» не обладают авторскими правами на произведения, а
являются обладателями лишь смежных прав, и попросил косвенно или
прямо не путать два этих термина.
Александр Тихонов, главный эксперт агентства
Intermedia, внес немного «визуала» в слишком абстрактные
речи докладчиков и продемонстрировал пиратские диски начала
XX века. Напомнил о том, что пиратство
в России – явление далеко не новое. А в нынешнее время
звукозаписывающие компании всего лишь помогают авторам найти
себя на рынке.
Не
было бы счастья, да несчастье помогло. Алексей Никитин, владелец
фирмы грамзаписи «Никитин», цензурно, хоть и на грани фола
обругал Кремнева и Пономарева, назвав их мнение «полнейшим
бредом». «Таким образом, они утверждают, что Андрей Макаревич –
раб, и хор Турецкого – рабы, а я капиталист, наживающийся на
них…У меня даже дом заложен, потому что банки не выделяют
кредиты под «авторское право» и связанные с ним отношения. А
наши оппоненты, видимо, хотят пользоваться некачественными
продуктами». Далее он разрушил несколько обывательских
стереотипов, чему окружающие были только рады. «Пираты – это не
юноши в очках, записывающие диски на домашних компьютерах, это
очень развитая сеть, где есть свои жесткие законы и своя
монополия. Мы ездили в свое время в Казань и Ростов-на-Дону,
договаривались с пиратами, чтобы они не «копировали» новые
диски, если мы сбросим цены. Но нет же! Они из тех, кто воровали
всегда и при любых условиях».
Геннадий Климов, исполнительный
директор Гильдии по развитию аудио- и видеоторговли (ГРАВТ)
предположил, что развитию пиратства потворствует само
государство. "Нелегальные диски штампуют на оборонных
предприятиях, а лотки, на которых торгуют контрафактом,
покрываются милицией». Наглядность своего предположения он
продемонстрировал на примере «Дневного дозора». «Последовала
команда сверху: ни одной пиратской версии не должно появиться до
официальной премьеры фильма. И приказ был беспрекословно
выполнен».
Далее состоялась небольшая словесная «перестрелка» между
Пожитковым и корреспондентом газеты «Известия». Алексей Никитин
долго не мог успокоиться, с жаром и красноречием отвечая на
вопросы зрителей. Дмитрий Кремнев и Илья Пономарев продолжали
настаивать на порочности корпораций и незыблемости творческой
свободы автора. Несмотря на неприятие копирайта, они выступили
против «пиратства» в его обыденном понимании, т.е. против
контрафактной продукции и тех, кто делает на ней прибыль. Так
что общая точка опоры с усилием все же была найдена.
Разумеется, стороны не сменили вектор своего мнения на
противоположный. Однако нас радует их готовность участвовать в
подобных дискуссиях. В качестве другого, дурного варианта
событий, можно привести нередкую «нерукоподаваемость» и
нежелание дискутировать с оппонентами при разности взглядов на
национализм или внешнюю политику России.
В завершение дебатов, организаторы пожелали идейным противникам
прийти к компромиссу и позволили себе и окружающим помечтать о
том, что он все-таки будет найден.
Булат Назмутдинов
|